China-bt.ru

В Китае будет проведена земельная реформа

В Китае будет проведена земельная реформа

Китайские фермеры получат больше прав на землю. В Китае будет проведена земельная реформа, в...

В 2013 году уровень безработицы в Китае составил 4,1%

В 2013 году уровень безработицы в Китае составил 4,1%

Уровень безработицы в КНР уже три года остается на прежнем уровне. По сообщению китайских...

Система хозяйственного устройства в китайской деревне

II. Система хозяйственного устройства в китайской деревне

В Китае многие годы существовала модель плановой экономики.

Лишь в 80-е годы 20 века начался переход от плановой модели к модели экономики, корректируемой рынком. Начало этому переходу было положено реформой в деревне. В настоящее время сбыт сельскохозяйственной продукции в основном регулируется рынком, также рыночное регулирование доминирует в снабжении факторами производства и потребностях. Реформа в деревне, носящая рыночный характер, в большой мере стимулировала развитие сельской экономики.

1. Система землеустройства

В китайской деревне длительное время существовала система народных коммун. Земля и другие главные средства производства считались совместной собственностью всех членов коммуны, распределение произведенной продукции осуществлялось частично по количеству вложенного членами коммуны труда,а частично по числу членов крестьянской семьи. Крестьяне были лишены права выбора, касающегося посева тех или иных культур и не имели свободы обмена продукцией.

Создание сети водоснабжения и электроснабжения и прокладка дорог в сельской местности намного улучшили условия жизни и производства крестьян.

II. Система хозяйственного устройства в китайской деревне

В 80-е годы 20 века китайское правительство стало проталкивать реформу в деревне, поддерживая требования крестьян, ратовавших за право самостоятельного ведения хозяйства. Постепенно сложилась система подрядной производственной ответственности, особенностью которой было закрепление за крестьянскими дворами права пользования землей при сохранении собственности на землю в руках деревенских организаций (главным образом в руках административных деревень и организаций меньшего масштаба с числом дворов 100 — 1000). На подрядных участках крестьяне могли по своему выбору вести самостоятельное хозяйство, после сдачи по установленной норме государству части урожая оставшейся частью зерна они могли распоряжаться по своему усмотрению: либо потреблять в качестве продовольствия, либо продавать. Эта реформа имела результатом значительный рост зернового производства в 80-е годы. В настоящее время китайское правительство установило срок подрядных договоров в 30 лет, но в отношении горных пустошей и труднообрабатываемых участков, срок действия договора может быть продлен.

При действующей системе землепользования допускается взаимная передача права обработки земли между крестьянскими дворами. Один крестьянский двор может передать для обработки другому двору свой договорный земельный участок, последний уплачивает за право обработки определенную плату или сдает за партнера сельскохозяйственный налог. Но такие случаи довольно редки, 90% дворов, как правило, сами обрабатывают свою землю. Существует порядок реквизиции земли, согласно которому правительство имеет право приобрести за определенную плату землю,находящуюся в собственности деревенской общины, если возникает нужда в земле для проведения строительных работ или для торговых целей. Однако в этом случае плата за землю намного ниже рыночной цены на землю, покупаемую для торговых целей. Правительство готовится обнародовать Закон о реквизиции земли, в котором учтены интересы крестьян.

CHINA

II. Система хозяйственного устройства в китайской деревне

В целях продовольственной безопасности Китайское правительство приняло ряд мер по стабилизации посевной площади под зерновыми, восстановлению и повышению урожаев зерна.

2. Порядок продовольственной торговли

На протяжении длительного периода производимые крестьянами зерно, хлопок и масличное сырье целиком продавались государству по ценам, установленным государством. Для заготовки зерна государство учредило специальные заготовительные пункты, и крестьянам запрещалось продавать зерно на свободном рынке. Эта мера способствовала сосредоточению под контролем государства большого количества продовольствия, но в общем-то отнюдь не способствовала увеличению зернового производства и делала невозможным рост доходов крестьян.

После 80-х годов постепенно произошла либерализация продовольственного рынка, крестьяне получили право продавать на рынке часть урожая, кроме того появились частные магазины розничной торговли зерном. В настоящее время государство еще более расширило сферу рыночного регулирования, появились частные оптовые торговые предприятия. Крестьяне вполне могут

продать продовольствие на свободном рынке. Хотя еще действуют государственные зерновые предприятия, но для крестьян отпала нужда в принудительном порядке продавать зерно заготпункту.

Государство разработало политику гарантийных цен на зерно, с тем чтобы предотвратить чрезмерное падение цен, которое неизбежно приведет к уменьшению доходов крестьян. Государство учредило также систему продовольственных резервов, так что стало возможным путем увеличения (уменьшения) поступающего в зернохранилища резервного зерна балансировать цены на рынке, стабилизировать продовольственное снабжение и обеспечить продовольственную безопасность страны.

3. Система трудоустройства в деревне

В 50-х годах 20 века Китай постепенно перешел к режиму прописки граждан. Все население страны было отнесено к одной из двух категорий: городских жителей и жителей села (крестьян), причем для крестьян были ограничены переезд в город, обзаведение

Крестьяне, отправившиеся в города на заработки, подвизаются главным образом в сфере строительства, общественного питания и обрабатывающей промышленности.

II. Система хозяйственного устройства в китайской деревне

в городе жильем и выбор рода занятий. Трудоустройство для большинства крестьян ограничивалось сельскохозяйственной областью, Небольшая часть крестьян находили работу в сельской промышленности и области услуг, созданных силами самих крестьян. В настоящее время в сельской промышленности и сфере услуг трудоустроено в масштабе всей страны 130 миллионов человек.

В 80-х годах государство ослабило ограничения на пути трудоустройства крестьян. Произошли изменения и в системе прописки между городом и деревней, крестьяне могут без особого труда обзавестись в городе жильем и подыскать подходящее занятие. В некоторых городах существует порядок, согласно которому крестьянин, купивший в городе жилье и нашедший подходящий род занятий, может получить прописку городского жителя. Но пока все еще не отменены ограничения для крестьян в трудоустройстве и проживании в городах. Около 100 миллионов

Таблица 4-4 Поддержка сельскогохозяйства со стороны госбюджета

Годы

Статья госбюджета

¦*1990

1995

2000

2002

Валовой доход госбюджета (100 млн/ ю)

2821,86

6038,04

12581,51

17636,45

с/х-ый налог (100 млн. ю)

87,86

278,09

465,31

717,85

Помошь с/х-му

производству (100

221,76

430,22

766,89

1102,70

млн.ю)

Уд. вес с/х-ых расходов

9,98

8,43

7,75

5,00

Дотации на зерно, хлопок и раст.масло (100 млн. ю)

267,61

228,91

7558,74

535,74

трудоспособных сельских жителей, числящихся в категории «крестьянство», нашли работу в городах, хотя они и не пользуются всеми правами наряду с трудящимися города. В настоящее время китайское правительство разрабатывает меры в плане реформы, нацеленные на гарантирование прав рабочих-выходцев из крестьян.

4. Кредитное обслуживание в деревне

Говоря в целом китайские крестьяне еще не охваченысистемой полноценного, высокоэффективного кредитного обслуживания. В настоящее время имеются три кредитных учреждения, напрямую связанных с развитием сельского хозяйства. Это, во-первых, Китайский Банк сельскохозяйственного развития (КБСР). Этот банк является банком, проводящим в жизнь правительственную политику, он выдает кредитные ссуды в счет оборотных средств всем государственным зерновым предприятиям. Во-вторых, имеется Китайский Сельскохозяйственный Банк (КСБ) — государственный коммерческий банк. Он был создан для обслуживания нужд развития сельской экономики, однако в действительности сфера его деятельности охватывает не только аграрный сектор. В валовой сумме кредитных ссуд кредиты сельскохозяйственного назначения составляют всего 40%, а сумма кредитов, отпущенных непосредственно крестьянам, составляет менее 10% от суммы кредитных средств. В-третьих, это сельские кредитные кооперативы (СКК) — акционерные организации, где, однако, крестьяне владеют очень незначительными пакетами акций. В финансовом отношении СКК не имеют большой силы, значительную часть отпущенных ссуд составляют малонадежные кредиты, так что СКК еще не играют важной роли в обслуживании сельского хозяйства.

5. Поддержка сельскому хозяйству со стороны правительства

В прошлом в течение длительного времени материальные блага, созданные аграрным сектором и крестьянами, посредством плановой экономической системы в большом масштабе «перетекали» в городскую экономику и тем самым обеспечили развитие промышленности. Говоря в общем вклад сельскохо хозяйства в строительство государства превзошел инвестиции государства в аграрный сектор.

В последнее десятилетие китайское правительство стало постепенно увеличивать поддержку сельскому хозяйству. Это особенно касается бедных районов. Однако хотя в абсолютном выражении имеет место неуклонный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство, но удельный вес этих вложений в расходах гобсюджета понижается. Кроме того, оказывая поддержку производству зерна, хлопка и масличного сырья в виде надбавок к закупочным ценам, государство выдает дотации учреждениям и предприятиям, занимающимся хозяйственной деятельностью с указанными культурами. Что касается крестьян,то они от этого выгоды не получают. В 2003 г. государство решило выдать часть дотаций непосредственно в руки крестьян, что со стороны крестьян было встречено с энтузиазмом.

Китайское правительство провело также реформу в области налогового обложения деревни с тем чтобы облегчить бремя по уплате налогов и увеличить доходы крестьян. В 2004 г. было решено отменить уплату в счет сельскохозяйственного налога сроком на 5 лет. Это означает сокращение доходов госбюджета в год на 4%. Кое-где эта мера приведет к трудности соблюдения баланса местных бюджетов, но позиция центрального правительства, намеренного пойти на углубление реформы, не изменится.

 
Вы здесь: Главная Экономика Китая Система хозяйственного устройства в китайской деревне