China-bt.ru

В Китае будет проведена земельная реформа

В Китае будет проведена земельная реформа

Китайские фермеры получат больше прав на землю. В Китае будет проведена земельная реформа, в...

В 2013 году уровень безработицы в Китае составил 4,1%

В 2013 году уровень безработицы в Китае составил 4,1%

Уровень безработицы в КНР уже три года остается на прежнем уровне. По сообщению китайских...

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лауреат Нобелевской премии в области экономики, известный американский экономист Д.Е. Штиглиц писал: Два фактора будут влиять на развитие мировой экономики в будущем, один из них — это научно-технический прогресс в США, а другой — это урбанизация в Китае.

Согласно статистике в последние 10 лет малые города и поселки Китая были заселены вчерашними крестьянами в количестве, превышающем 100 миллионов, причем ежегодно число таких малых городов и поселков в среднем увеличивалось на 800, их население за счет переселяющихся крестьян возрастало на 10 миллионов. Под влиянием урбанизации идет ломка насчитывающего несколько тысячелетий традиционного общественного уклада Китая, всегда тяготевшего к деревне. Эта ломка приведет к важным изменениям в среде обитания десятков миллионов крестьян. Процесс этот — одна из «горячих» тенденций развития китайского общества и несомненно заслуживает пристального внимания ученых.

I. Ситуация в урбанизации на данном этапе

В 1978 г., до начала реформ процент урбанизации составлял в Китае 18 %, в конце 2003 г. он был уже на уровне 40,5%. То есть за 25 лет возрос на 20 с лишним процентных единиц. Такой темп превышает более чем вдвое средний темп урбанизации в тот же период времени в мире. За это короткое время население городов и поселков Китая от неполных 200 миллионов возросло до 524 миллионов. Если говорить о числе городов и поселков, то в начальный период реформ в Китае насчитывалось 2176 поселков городского типа и 52534 волостей. Соотношение между поселками

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Шанхай—экономический и финансовый центр Китая — стоит на первом месте в стране по численности населения.

городского типа и волостями составляло 1:24. К 2001 г. число административных поселков городского типа увеличилось почти в 10 раз, составив 20374, а число волостей сократилось примерно втрое, составив 19341. Впервые в истории страны число поселков городского типа превзошло число волостей.

Укажем на 4 фактора, играющих стимулирующую роль в развитии городов и поселков. 1. Ускорение процесса индустриализации и развития сферы услуг в городах и поселках заложило материальную

основу урбанизации. 2. Приход в города на заработки большого количества крестьян привел к росту населения городов и поселков и расширению масштабов городского строительства. 3. Меры по объединению волостей и поселков по принципу территориальных и ресурсовых преимуществ привели к относительному росту числа поселков. 4. Волостно-поселковые предприятия, которые раньше размещались рассеянно по естественным волостям, постепенно стали сосредотачиваться в городах и поселках городского типа, что также стимулировало развитие последних.

Но хотя процесс урбанизации в Китае — явление впечатляющее, однако по коэффициенту урбанизации Китаю еще далеко до среднемирового показателя (48%) и показателя развитых стран (75%). К тому же урбанизация в Китае отмечена двумя обстоятельствами: территориальным различием и длительным отставанием от темпов индустриализации.

Циндао — важный портовый город Восточного Китая.

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В целом панорама китайской экономики имеет ступенчатый вид, более высокий на востоке и низкий на западе. На западные районы (12 провинций, автономных районов и городов центрального подчинения) приходится 71% территории страны и 28% населения (2002 г.). Но лишь 19% ВВП. В соответствии с территориальными различиями уровень урбанизации в разных местах различный. Если взять размещение городов, то из 660 городов 43,5% находятся в восточных районах, 56,5% находятся в центральных и западных районах. В отношении уровня урбанизации в 2000 г. коэффициент урбанизации в восточных районах составил 44,6%, в западных районах 27,7%. Хотя за 20 с лишним лет темпы урбанизации ускорились в масштабе всей страны, все же темп урбанизации в западных районах отстает от такового в восточных районах. В 1982 — 2000 гг. коэффициент урбанизации в восточных районах возрос на 22 процентных единицы, а в западных районах лишь на 12 процентных единиц.

За годы реформы и проведения курса открытости китайская индустрия возрастала в год на 14%, а уровень урбанизации всего на 0,62 процентной единицы. В результате еще больше увеличился разрыв между индустриализацией и урбанизацией. Лишь в последние годы наметились изменения. В 2002 г. коэффициент урбанизации составил 39,1%, в то же время удельный вес промышленности в ВВП составил 44,4%, разница составила 5,3 процентных единицы. Однако при тщательном анализе все же можно обнаружить немалую неувязку.

Дело в том, что относительное понижение удельного веса промышленности в ВВП в значительной мере объясняется повышением удельного веса в ВВП Третьей индустрии. Если посмотреть с точки зрения удельного веса Второй и Третьей индустрий и сравнить его с уровнем урбанизации, то окажется, что в 2002 г. удельный вес Второй и Третьей индустрий в ВВП составил 84,7%, тогда как коэффициент урбанизации не доходил до 40%.

Отставание темпов урбанизации породило внутренние противоречия на пути продолжительного, скоростного и здорового развития китайской экономики, став одним из актуальных моментов, лимитирующих развитие экономики на данном этапе. Например, недостаток потребительского спроса в стране в значительной части связан с трудностями приведения в движение сельского потребительского рынка. Главными причинами недостаточного потребления деревни являются дуалистическая структура экономики города и деревни и отставание процесса урбанизации.

II. Поиски китайского пути урбанизации

Для того чтобы изменить ситуацию отставания урбанизации и перейти к более высоким ее темпам, потребовалось более 10 лет поисков.

Еще в 80-е годы в Китае имела место апробация стратегии преимущественного развития малых городов и поселков городского типа, с тем чтобы содействовать притоку рабочей силы из сельскохозяйственных отраслей в отрасли неаграрные и миграции большого количества крестьян в города. При том одно из главных соображений заключалось в том, что поскольку способность имеющихся городов вместить большое количество крестьян весьма ограниченна, а строительство заново средних городов требует больших вложений, то создание и развитие малых городов и поселков может в короткий срок дать желаемый результат. Подсчитали: если появится 50 тысяч административных поселков, каждый из которых сможет вместить 2 тысячи крестьян, в целом можно перебазировать 100 миллионов сельского населения.

Взяв эту стратегию в качестве руководства к действию, китайская администрация создала к 2000 г. 20312 малых городов и поселков (в 1978 г.—2176), в год число их возрастало на 820. Однако, как показала практика, действуя вслепую при создании малых городов и поселков, тоже трудно добиться желаемых результатов. По статистике на конец 1996 г. число административных поселков превысило 14 000, в среднем население каждого поселка составляло 4520 человек, в том числе всего 2072 человек занимались в промышленности и торговле, то есть всего около 30 миллионов в масштабе страны. Этот результат намного отличается от первоначального замысла. Кроме того, 92% ВПП

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Город Далянь — источник деловой энергии в деле возрождения индустриальной базы Северо-Востока.

находились в естественных деревнях, о них говорили: «в каждой деревне есть свой очаг промышленности, в каждом дворе курится своя печь». Разрозненное размещение ВПП в условиях стратегии «промышленность с отрывом от земли, но в своей же деревне» имело неизбежным последствием низкий уровень товарности продукции, развитие ВПП шло в отрыве от городской промышленности, что делало невозможным добиться желаемого результата. Некоторые ВПП стали тяжким финансовым бременем для местного бюджета. Вместе с тем поскольку сохранялась прежняя система прописки, разъединяющая город и деревню, большая масса тружеников из крестьян вынуждены были оставаться в деревне. Практика убеждала: пока не разрешена проблема превращения крестьян в городских жителей, трудно осуществить прорыв в ситуации отставания урбанизации в Китае. Именно понимание этого обстоятельства стало главной причиной предпринятой позже реформы прописки сельского населения.

Годы поисков дали китайскому правительству понять, что во-первых, в условиях низкого уровня урбанизации экономическая система уподобляется инвалиду, хромающему на одну ногу, по-

прежнему трудно добиться сдвига в преобладании крестьян среди сельского населения, в изменении положения замедленного роста потребительского рынка в деревне и отсутствия мощного стимула в продолжительном развитии народного хозяйства. Во-вторых, в условиях, когда Китай покончил с дефицитом сельскохозяйственных продуктов, на смену которому пришло поэтапное сбалансированное снабжение с некоторым избытком продукции, чрезмерно высокий удельный вес в населении крестьянства и его низкие доходы уже стали актуальной проблемой сельской экономики. В процессе урбанизации необходимо постепенно осуществить полное преобразование среды обитания части крестьян путем перебазирования крестьян в города и поселки, таким образом можно будет уменьшить население деревни, принять меры по вспомоществованию крестьянам и разрешить проблему их доходов. Эти два обстоятельства тесно взаимосвязаны и стимулируют друг друга. Китайское правительство считает, что «повышение уровня урбанизации и перебазирование части крестьян сулят широкий рынок и продолжительный стимул для развития сельской экономики, в этом состоит важная стратегия, касающаяся оптимизации структуры экономики города и деревни, способствующая здоровой циклизации народного хозяйства и гармоничному развитию общества». По этому вопросу в 2000 г. был разработан план, который подразумевает создание рациональных механизма и порядка миграции населения между городом и деревней, для чего необходимо, опираясь на меры урбанизации, ликвидировать барьеры между городом и деревней. План предполагает за 15 лет перебазировать и превратить в жителей городов и поселков 250 миллионов крестьян, тогда к 2015 г. коэффициент урбанизации достигнет 45% — 50%, что можно считать соответствующим уровню экономического развития и индустриализации.

Мы считаем этот план развития урбанизации с китайской спецификой правильным.

Разумеется, китайское правительство хорошо представляет себе, какую цену придется заплатить за чрезмерное расширение масштаба городов. Опыт урбанизации в развитых странах говорит о таких «побочных» изъянах, как серьезное нарушение экологии, чрезмерное расходование ресурсов, разрушение памятников старины, загрязнение атмосферы и пр. Поэтому Китаю следует найти путь продолжительного развития, позволяющий сочетать городское строительство с сохранением экологической среды, строить правильные отношения города и деревни, добиться гармоничного развития урбанизации и индустриализации нового типа. То есть следует попытаться избежать порочного пути развитых стран, где сначала было допущено загрязнение среды, а потом пришлось с ним бороться и найти путь урбанизации с китайской спецификой.

III. Урбанизация — важный стимул развития экономики

По мнению эксперта Мирового Банка Шахида Юсуфа, в период с 80-х годов 20 века 10% экономического роста в Китае имели своим источником урбанизацию.

Развитие экономики в Китае, высокие темпы которой явились результатом реформы и открытости, привели к форсированию шагов по созданию городов и поселков. На конец 2002 г. из 660 городов с районным подразделением было 171 город с населением более миллиона,

279 городов с населением500тыс.—1миллион, 210 городов с населением менее 500 тысяч, кроме того было 20600 административных поселков.

В стране сложилась в основном архитектоника совместного развития крупных, средних и малых городов и поселков.

Города вносят все больший вклад и играют все более важную роль в развитии экономики, став важным ее стимулом. 10 крупнейших городов Китая, в том числе Шанхай и Пекин, занимают в общей сложности всего 1% территории страны, их население составляет 5,7% всего населения. Но в 2003 г. их ВВП составил 2 триллиона 845 миллиардов 980 миллионов юаней, 24,4% всего объема национальной экономики. С точки зрения темпов в 2003 г. рост ВВП указанных 10 городов выражался двукратными числами, значительно обогнав средние темпы по стране.

С ростом количества малых городов и поселков, расширением их

Таблица 5-1 Уровень развития экономики 10 крупнейших городов Китая в 2003 г.

т

—ВВП (100 млн. ю)

TcpcA

<    Г

Темп роста (%)

Среднедушевой ВВП (ю)

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

“и!

Пекин

3611,9

10,5

31613

Тяньцзинь

2386,9

14,5

25874

Циндао

1780,3

15,9

24703

Далянь

1632,6

15,2

29206

Шанхай

6250,8

11,8

46718

Сучжоу

2802,0

18,0

47700

Ханчжоу

2092,0

15,0

32700

Нанкин

1576,2

15,1

27283

Гуанчжоу

3466,6

15,0

47900

Шэньчжэнь

2860,5

17,3

53887

масштабов и развитием экономики создались условия миграции в города и поселки сельского населения.Количество крестьян, отправляющихся в город на заработки, стало стремительно нарастать. В 1982 г. оно равнялось 30 миллионам, в 1997 г. превысило 100 миллионов. По подсчету заинтересованных ведомств в ближайшие 5 — 10 лет это количество будет ежегодно возрастать в среднем на 5 миллионов, в 2005 г. составит 130 миллионов, в 2010 г. 160 миллионов. Миграция сельского населения в города не только привела к некоторому увеличению производственных ресурсов деревни, приходящихся на душу населения, и повышению производительности труда,но и к росту доходов рабочих из крестьян-мигрантов, трудоустроившихся в городе. Последние овладели техническими навыками и приобрели новые идейные представления. Некоторые по возвращении в деревню сами основали свое дело, сделав вклад в трудоустройство избыточной рабочей силы местных крестьян. Поэтому урбанизация — это не только процесс содействия развитию городов, но и процесс развития сельской экономики, процесс модернизации образа жизни, производства и представлений крестьян.

?

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

т

В перспективе урбанизация будет продолжать играть роль стимула китайской экономики, обусловив высокие темпы и стабильное продолжительное развитие. По плану китайского правительства до 2015 г. около 250 миллионов крестьян мигрируют в города. Если расходы этих мигрантов на потребление достигнут среднего уровня потребления рядовых горожан, то это означает появление потребительского спроса в сумме более 600 миллиардов юаней. Результатом миграции крестьян в города будет также рост доходов оставшихся в деревне крестьян, который оценивается в 30%. Если предположить, что весь дополнительный доход будет использован на потребительские нужды, то это означает новый потребительский спрос в размере более 500 миллиардов юаней. Сложив обе эти статьи роста потребительского спроса, получим цифру, превышающую триллион юаней. Ежегодный рост оценивается в 70 миллиардов юаней, что означает рост темпов экономики на 0,85 процентных единицы.

Кроме того приток 250 миллионов крестьян в города непременно повлечет за собой расширение городского масштаба и строительство ряда новых городов, а это означает крупномасштабный спрос на инвестиции в инфраструктурные объекты и жилое строительство.

Если, скажем, на одного мигранта, прибывшего в город, дополнительно потребуется 30 тысяч юаней инвестиций в инфраструктуру и жилое строительство, то 250 миллионов переселившихся в города крестьян привлекут 70 с лишним тысяч юаней инвестиционного спроса, в год в среднем 500 млрд. юаней. Очевидно, что урбанизация действительно сможет стимулировать выявление потенциальных возможностеей китайского рынка.

IV. Головные города и городские районы станут главной силой в развитии экономики

Головные города — места с высокой степенью сосредоточенности производств, населения, информации, техники и капитала, выступая в качестве командного штаба, центральной оси координации и обслуживающего центра региональной экономики, играют по отношению к окружающим средним и малым городам и поселкам все более важную роль.

Головные города можно подразделить на несколько рангов исходя из размера района, где они оказывают свое влияние. По мнению некоторых ученых развитие головных городов в Китае включит 3 ранговые категории: к городам, которые станут международными мегаполисами, следует отнести Шанхай, Пекин и Сянган. Из них Шанхай является экономическим центром национального масштаба, крупнейшим портом, торговым центром, научно-техническим центром, финансовым центром и центром информатики. Сянган — это центр мировой торговли, свободный порт и финансовый центр. Пекин — политический, культурный, технический и информативный центр всекитайского значения. К рангу пониже относятся Тяньцзинь, Гуанчжоу, Харбин, Сиань, Ухань, Чунцин и Шэньян — межпровинциальные экономические головные города, занимающие выгодное геоэкономическое положение, обладающие мощным хозяйственным потенциалом и обслуживающими функциями. Помимо обслуживания своей провинции (города) эти города поддерживают многосторонние связи и оказывают поддержку в строительстве других мест страны или близлежащих районов. К третьему рангу относятся головные города провинциального значения.

Многие эксперты полагают, что по мере усиления экономической глобализации будущая конкуренция будет в еще большей степени опираться на крупные городские районы, обладающие различными функциями.

С 80-х годов 20 века в Китае в первоначальных контурах сформировались несколько групп городов: Группа Бохайского района, которая включает Пекин, Тяньцзинь,Далянь и Циндао; группа городов в дельте Янцзы, которая включает Шанхай, Сучжоу, Уси, Нанкин, Ханчжоу, Нинбо и другие.; группа городов в дельте реки Чжуцзян, которая включает Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Дунгуань и Чжуншань. Три указанные группы городов дали действенный толчок развитию своего региона и даже всей страны. Площадь этих трех групп городов составляет 2,4% от всей

территории страны, население 10%. А в 1999 году их совокупный ВВП составил 35% от национального ВВП, и они разместили у себя большую часть прибавившихся трудовых ресурсов.

Быстрое развитие трех групп головных городов в полной мере воплотило роль городских районов как ядра в развитии региональной экономики, наглядно показало эффект концентрации, эффект оптимального масштаба и рожденный ими потенциал развития экономики, обусловленные интеграцией и координацией между городами и между городами и регионами. Превращение указанных групп городов в стратегическую арену нового роста китайской экономики — таков неизбежный исторический выбор, который сделает Китай в предстоящие 20 лет.

Социально-экономическое значение трех групп городов будет повышаться. По прогнозу экспертов удельный вес их населения и ВВП составит соответственно 1/7 и 2/5 от общенационального. Более того, как полагают некоторые эксперты, в ближайшие 20 лет в них будет сосредоточено 2/3 общественного богатства страны.

Будущие 20 лет — это время всеобъемлющего построения общества малого благосостояния, а также период форсированной

Улица Ванфуцзин в Пекине — оживленный торговый район.

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

урбанизации, главной тенденцией которой будет конгломерация. Кроме уже сформировавшихся групп городов: в дельте Янцзы, в дельте Чжуцзяна и в приморском регионе Бохайского залива, постепенно будут созданы еще несколько разноуровневых и разномасштабных городских конгломератов. Такова неизбежная тенденция развития. Как считают эксперты, в недалеком будущем появятся конгломераты городов и поселков в Северном Китае (Хуабэй), Срединном Китае (Хуачжун), Юго-Западном Китае и других местах. Отличительной особенностью этих конгломератов будет наличие одного или нескольких крупных городов, игнающих роль конгломератного центра. Весьма вероятно появление описанных конгломератов в приморской полосе Восточного Китая с центрами в Фуцзяни, на Шаньдунском полуострове, на юге Ляочжуна и др. В Срединном Китае городом-центром станет Ухань, в Юго-Западном Китае — Чэнду и Чунцин.

Эти городские конгломераты в будущем станут центрами, стимулирующими развитие экономики, техническую инновацию, внедрение прогрессивных методов управления, а также современными базами производства. Они дадут мощный импульс повышению

Город Сиань, в прошлом служивший столицей 13 императорским династиям, сегодня стал важным хозяйственным центром Китайского Запада.

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В 2004 г. муниципалитет Шэньчжэня объявил о переводе в категорию городских жителей всех лиц, проживающих в городе по временной прописке. Таким образом Шэньчжэнь стал первым в Китае городом, в окрестностях которого не стало деревень и деревенского населения.

конкурентоспособности китайского производства на международной арене, окажут влияние не только на китайскую экономику, но и на экономику Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира.

V. Грандиозность реализации стратегии урбанизации

Закономерность мировой урбанизации говорит о том, что лишь по достижении уровня урбанизации в 30% для страны или региона наступает период высоких темпов урбанизации. Согласно статистическим материалам Мирового Банка, составленным на основе обследования 133 стран мира, ускорение процесса урбанизации наступает в случае, когда национальный ВВП в душевом выражении достигает 1000 — 1500 долларов, и по экономическому развитию страна вступает в ряд среднеразвитых стран. Тогда население городов и поселков составит 40% — 60% в населении страны. Исходя из этого критерия Китай уже вступил

в период ускоренной урбанизации.

Согласно плану показатель урбанизации в Китае будет ежегодно возрастать на 1% и к 2020 г. превысит 50%.В ходе строительства всеобъемлющего общества малого благосостояния удельный вес городского (и поселкового) населения будет значительно возрастать, вместе с тем наступит перелом в ситуации неуклонного увеличения разрыва между рабочими и крестьянами, между городом и деревней и между различными регионами.

В настоящее время в некоторых китайских провинциях проводится эксперимент в плане реформы системы прописки населения. Если этот эксперимент пройдет успешно, то будучи распространенным в масштабе страны он приведет к отмене «дуалистической системы прописки», то есть к отмене разграничения категорий прописки на «сельскую» и «городскую». На смену им придет система прописки нового типа, основой которой будет регистрация по месту жительства, а условия разрешения прописки включат постоянное, законное место проживания или стабильный источник дохода. Наиважнейшее значение этой реформы состоит в ликвидации барьера в виде прописки, делавшего невозможным уход крестьян от земли.

Кроме того, для поощрения крестьян переселяться в малые города и поселки правительства разных уровней принимают различные меры. Эти меры включают углубление реформы передачи земельных участков другим дворам, разработку социально-экономических установок в плане установления более тесных связей города и деревни, продолжение усилий по усовершенствованию инфраструктуры и системы соцобеспечения в малых городах и поселках.

Громадное население, ограниченная площадь пахотных земель, приходящаяся на душу населения, поздний старт промышленного производства и неравномерность хозяйственного развития — таковы реалии китайской деревни. Эти реалии обсуловили трудности урбанизации. Штиглиц, например, считает, что в новом веке перед Китаем стоят три труднейшие проблемы, из них самой

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Торги по трудоустройству, организованные правительством в помощь крестьянам, желающим получить работу в городе.

трудной является урбанизация. Трудность урбанизации заключается главным образом в необходимости создать в городах достаточное количество рабочих мест.

По расчету сегодня в китайской деревне абсолютно избыточной рабочей силы насчитывается по меньшей мере 150 миллионов. Чтобы переселить этих людей в города очевидно потребуется 150 городов с населением в миллион человек каждый. На протяжении довольно длительного времени в будущем превышение предложения над спросом рабочей силы приобретет еще более острый характер. Во-первых, потому, что с внедрением в сельское хозяйство разного рода производственных факторов и распространением новой агротехники будет неуклонно повышаться производительность труда и

CHINA

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Благодаря реформе режима прописки все больше крестьян вливается в категорию городских жителей.

сокращаться потребность в рабочей силе; во-вторых, потому что и без того ограниченные пахотные ресурсы будут неизбежно продолжать уменьшаться, а это значит, что будет сокращаться способность трудоустроить в сельскохозяйственном производстве новые контингенты тружеников; в-третьих, потому что с середины 90-х годов 20 века в развитии ВПП появились структурные трудности и как следствие их понизилась способность трудоустроить большое количество крестьян; в-четвертых, потому что с вступлением Китая в ВТО на протяжении определенного отрезка времени китайская сельскохозяйственная продукция неизбежно будет испытывать на себе пресс со стороны цен международного рынка, что затруднит значительное повышение доходов крестьян только за счет сельскохозяйственного производства, более того, с ростом импорта зарубежной аграрной продукции спрос на национальную аналогичную продукцию неизбежно сократится, что означает дальнейший рост масштабов избыточной рабочей силы в деревне; в-пятых, потому что

в деревне с ее громадным базисным населением в будущем еще длительное время продолжится рост числа трудоспособных. Согласно прогнозу заинтересованного ведомства в предстоящие 10 лет ежегодный рост трудоспособного населения в деревнях страны превысит 6 миллионов.

С другой стороны, в городах и поселках по мере перестройки плановой модели экономики и преобразования ее в рыночную экономику ускорятся темпы урегулирования хозяйственной и отраслевой структуры, по мере форсирования реформы предприятий наличие контингента рабочих и служащих, оказавшихся без работы, из скрытого состояния станет явным. В традиционных промышленных отраслях и предприятиях госсектора большое количество рабочих и служащих уже уволены или будут уволены в будущем. На конец 2003 г. количество зарегистрированных в городах и поселках безработных составило 8 миллионов. Если к ним прибавить безработных незарегистрированных, то цифра окажется еще больше.

Итак, урбанизация в Китае стоит лицом к лицу с разного рода вызовами: переселением большого количества крестьян из деревни в города, трудоустройством рабочих и служащих, уволенных с предприятий госсектора, трудоустройством вузовцев с дипломами.

Кроме того, в условиях научно-технического прогресса и усиления рыночной конкуренции обязательным становится непрерывное урегулирование отраслевой структуры с целью повышения уровня.

Говоря в общем повышение производственного уровня идет в направлении большей капиталоемкости и большей интеллектоемкости. Так что к профессиональной подготовке тружеников предъявляются все более высокие требования. Это сокращает пространство на рынке рабочей силы для выходцев из крестьян в силу более низкого уровня образования в деревне. Так что при современном уровне экономического развития городов и поселков проблема повышения их способности трудоустроить растущее количество сельской избточной рабочей силы оставляет мало места для оптимизма. Этим обусловлены грандиозность задачи урбанизации и длинный путь, который ей предстоит проделать.

Вы здесь: Главная Экономика Китая УРБАНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ